8 громких провалов стартапов и их причины: Homejoy, Revolv и другие

Эксперты компании Winter Capital (организатор конкурса для стартапов «Первая высота») вспомнили и проанализировали 8 громких провалов молодых компаний, которые обсуждали в отрасли за последний год.

Homejoy — внутренние проблемы компании и неспособность удержать клиентов

10-fails-1

Летом 2015 года своё существование прекратил сервис по заказу уборки Homejoy (российский аналог — Qlean). По словам основателей компании, произошло это из-за ужесточения законодательства в отношении наёмных работников, которые официально не были трудоустроены в компании и не получали таких же преимуществ, как штатные сотрудники.

Однако источники внутри компании видят ситуацию по-другому: они отмечают, что руководство привлёкшего $40 млн проекта так и не смогло снизить стоимость привлечения клиентов (которая оказалась «парализующе высока»). При этом удерживать существующих клиентов проекту также не удавалось — компания устраивала щедрые акции, но практически никто из принимавших в них участие не заказывал уборку повторно.

Не удавалось и повысить качество уборки, на что клиенты постоянно жаловались, и наладить работу внутренней диспетчерской системы. Локальные менеджеры оказались не в состоянии наладить работу с поставщиками, а уборщиков не хватало — несколько раз возникали ситуации, когда на вызов приходилось ехать лично основателям стартапа. Несмотря на то, что поначалу топ-менеджеры общались с командой, под конец жизни проекта они практически ни с кем не совещались, а решения принимались в узком кругу. «Их высокомерие с получением денег проявилось в полную силу», — говорит один из бывших работников стартапа.

Revolv — решение материнской компании

10-fails-2

В апреле 2016 года ИТ-корпорация Alphabet (Google) объявила о намерении закрыть подразделение Revolv, которое занималось разработкой хаба для предметов «умного дома».

С помощью Revolv его пользователи могли управлять всей «умной» электроникой в доме — от лампочек до термостатов. Однако руководство компании-владельца решило, что дальше направление развиваться не будет, и 15 мая 2016 года все владельцы устройства за $299 были отключены от системы. Компания обещала обдумать возможность возврата средств покупателям.

Подробности своего решения Alphabet и принадлежащее ей подразделение Nest так и не прояснили.

Just Landed и Latitude Society — непродуманная система монетизации

Приложение Just Landed, которое позволяло пользователям определить, когда нужно встретить в аэропорту своих родственников и знакомых, закрылось в феврале 2016 года. Сервис не только помогал выяснить, когда приземляется тот или иной рейс, но и рассчитывал время до выхода из дома для встречающих — с учётом пробок в городе, времени прохождения паспортного контроля и так далее.
10-fails-3

Создатель Just Landed решил монетизировать приложение по модели Paid. Пользователь приобретал программу за фиксированную стоимость и мог работать с ней бесплатно.

Однако вскоре на сервис обратили внимание таксисты, лимузин-сервисы, туристические компании и другие перевозчики и нашли его довольно удобным. Количество операций росло, их общая стоимость — тоже, а количество средств у владельца — нет. Основатель также столкнулся с несколькими другими проблемами (в том числе, с непригодностью систем отслеживания полётов и ограниченностью ресурсов), и в конце концов решил закрыть стартап.

Другой проект, основатели которого заранее не предусмотрели финансовые риски, — «секретная» игра для жителей Сан-Франциско Latitude Society. Её участники должны были перемещаться по городу и решать различные квесты. Платить приходилось за приглашения в тайное сообщество для друзей ($30 за штуку), а также за участие в различных совместных мероприятиях для игроков.

В то же время команда проекта тратила на поддержание игры около $3000 в день. В итоге средства у основателей закончились ещё до того, как они смогли реализовать все задуманные квесты.

Alma — завышенные ожидания клиентов

Своей историей поделились создатели американского ресторана Alma, который был вынужден закрыться из-за завышенных ожиданий посетителей. Кейс может оказаться полезным и для стартапов из технологической отрасли.
10-fails-4

После открытия ресторану было присвоено звание «Лучшего нового ресторана Америки». Тогда у основателей и начались проблемы — каждый, кто приходил в заведение после, уже составил своё мнение о ресторане по статьям критиков в СМИ (большинство из них были положительными), и непредвзятых гостей практически не осталось. Каждый гость спешил высказать своё мнение о том, что Alma не заслуживает звание «Лучшего ресторана», приводя в пример огромные заведения с оборотом в миллионы долларов. Основатель Alma вложил в его открытие $50 тысяч.

«Alma остался всё тем же семейным рестораном в деловом районе Лос-Анджелеса, в нём работали всё те же люди — но требования гостей изменились, и нас стали ненавидеть за то, за что раньше любили», — рассказывает создатель заведения.

YayNay — невозможность контролировать пользовательский контент

Приложение YayNay позволяло владельцам смартфонов сравнивать что угодно с чем угодно. Пользователь загружал снимки, а другие оценивали их, нажимая кнопки “Yay» или «Nay». Осенью 2014 года сервис был вынужден закрыться — в основном, из-за того, что создатели не смогли должным образом контролировать размещаемый пользователями контент.

Основатель проекта обнаружил, что пользователи начали загружать для сравнения не только безобидный контент вроде примеров причесок, платьев и снимков автомобилей. Так, команда обнаружила пользователя, который просил ставить оценки откровенным фотографиям маленьких мальчиков.

Фактически YayNay погубило детское порно, говорит разработчик приложения. Но были и другие факторы: например, медленный рост числа пользователей. Руководство стартапа решило не начинать бороться с проблемой, которую оно не предусмотрело при запуске, а просто отключить сервис и удалить его из магазинов приложений.

Rdio — ставка на продукт при отсутствии маркетинга

В конце 2015 года закрылся один из первых музыкальных стриминговых сервисов — Rdio. Его разработкой занималась бывшая команда Skype и сам сервис, по мнению подписчиков, был очень приятным и хорошо проработанным с точки зрения интерфейса и взаимодейстивя с пользователем.

Проблема компании заключалась, как полагают журналисты, в том, что команда предпочла сделать ставку на продукт и практически не занималась продвижением и маркетингом своего сервиса. Продукт был отполирован до мелочей, но всегда оставался в тени конкурентов, которые создавали больше шума в прессе — например, Spotify и Apple Music. Кроме того, использование Rdio было платным, и приложению не удалось набрать достаточную базу пользователей.

Being — ограничения платформы

Сервис для просмотра чужих лент в Instagram — Being — запустился в феврале 2016 года и пробыл в магазинах приложений ровно семь дней. Причиной провала проекта стали ограничения, которые команда Instagram наложила на использование своего API спустя неделю после запуска Being.
10-fails-5

По признанию самого создателя, приложение Being стало самой успешной разработкой за его карьеру. О сервисе написали такие издания, как Re/code, TechCrunch, Business Insider, The Next Web, New York Magazine и так далее. Количество установок приложения стало измеряться тысячами уже в первый день после запуска — хотя разработчики планировали достичь числа в 5000 установок в первые 30 дней существования сервиса.

Спустя семь дней команда Instagram закрыла Being доступ к своему API. Две недели разработчики писали создателям фотосервиса, но так и не получили ответа. «Я дошёл до того, что отправил письма лично Марку Цукербергу и Кевину Систрому (я не знал их адресов электронной почты, так что отправил их наугад», — рассказывает разработчик.

Zano — сомнительное прошлое и некомпетентность основателя

10-fails-6

Миниатюрный самоуправляемый дрон Zano в конце 2014 года собрал на краудфандинговой площадке Kickstarter рекордные $3,5 млн на реализацию проекта, но уже в ноябре 2015 года создатели объявили о провале и закрытии стартапа. Виной тому стали слишком высокие амбиции команды и некомпетентность основателя.

При этом генеральный директор и создатель компании действительно верил в своё детище — он полагает, что от успеха его отделяли каких-нибудь несколько дней или недель.

Он занимался разработкой беспилотных модулей и ранее — по заказу одного из производителей морских и военных приборов. Однако разработанный предпринимателем прототип вёл себя крайне ненадежно — он не облетал препятствия и не мог долго держаться в воздухе. На разработку этого модуля создатель потратил более трёх лет вместо заявленного года.

Примерно то же самое произошло в 2015 году с дроном Zano — команда заявляла широкую функциональность, вплоть до самостоятельного перемещения следом за владельцем, но на деле дрон едва держался в воздухе. Кроме того, команда сфальсифицировала видеоролики и снимки для Kickstarter, чем ещё больше расстроила покупателей. В итоге в ноябре 2015 года основатель компании покинул проект, объяснив это «проблемами со здоровьем», оставив команду с долгом в полтора миллиона долларов.

4 совета основателю молодой компании от менторов Winter Capital

Будьте готовы, что что-то очень сильно пойдёт не так: темпы роста будут существенно меньше, маржинальность одного клиента или заказа намного хуже, конкурент выйдет раньше и так далее. Единственный способ с этим справиться — команда и терпеливый партнер-инвестор, который крайне необходим на начальном этапе развития.

Не тратьте слишком много денег на привлечение клиентов на начальной стадии – обычно такие расходы не эффективны. Компания должна научиться жить в условиях ограниченных бюджетов на маркетинг. Лучше сфокусироваться на создании качественного продукта. Но не пропустите момент, когда только отличного продукта окажется недостаточно — рискуете оказаться в тени конкурентов.

Начинайте тестировать продукт как можно раньше. Начните с друзей, коллег, родственников. Чем больше обратной связи соберете в начале, тем лучше будет продукт в момент выхода на рынок. Когда проект уже на рынке, не забывайте слушать собственных пользователей — как существующих, так и потенциальных.

Заранее предусмотрите все сценарии использования продукта или услуги и поработайте над защитой. В этом также поможет тщательное тестирование продукта с самых ранних этапов.

Оставь свой комментарий

Популярное